Игры на развитие фонематического слуха
- Ты знаешь, что такое эхо? Это когда
ты, находясь где-нибудь в лесу, громко скажешь что-нибудь, а слышишь, как эхо
за тобой повторяет. Давай мы с тобой поиграем сейчас в игру «Эхо». Я буду
говорить разные слоги, а ты должен за мной повторить точно как эхо. Сначала
проверяем, как ребенок дифференцирует звуки по твердости-мягкости (прикрывайте
рот листком бумаги при произнесении слогов, чтобы ребенок опирался только на
слух):
-Па-па-пя..
-Да-дя-да..
-Мы-ми-мы..
-Ба-бя-ба-бя..
-тя-та-та-тя..
-Мама Милу мылом мыла.
Проверяем, как ребенок дифференцирует звуки по звонкости-глухости:
-По-по-бо.. -ка-га-ка.. -ту-ду-ту.. -дом-том.. -дом-том-ком..
-бочка-почка-точка.. -тапки-тяпка.
Если ребенок делает единичные ошибки, значит, фонематический слух слегка
снижен. В таком случае достаточно самим немного позаниматься специальными
упражнениями, чтобы исправить ситуацию. Если ребенок может правильно
воспроизвести цепочку из двух слогов, а из трёх не может, то возможно у него
просто снижена слуховая память. Тогда для обследования берите цепочки из двух
слогов. Если же ребенок с большим трудом воспроизводит за вами слоговые
цепочки, делает множественные ошибки, значит, у ребенка резко снижен
фонематический слух и поэтому ему необходима помощь специалиста-логопеда.
Обследование фонематического слуха с использованием картинок на
слова-квазиомонимы.
Данные игры и упражнения помогут в развитии у ребенка фонематического слуха и
формировании фонематического восприятия.
·
Игра «Пчелки»
Взрослый говорит: — Пчелы живут в улье
(показ картинки). Когда они все ползают в своем домике, то гудят громко:
з-з-з-з-з. Как они гудят? А когда одна пчелка вылетает из улья и летит собирать
мёд, то она поёт ласково: зь-зь-зь-зь-зь. Как поёт одна пчелка? Сейчас мы с
тобой будем пчёлками. На одной стороне комнаты улей, а на другой — полянка с
цветами (на полу можно разложить бумажные цветочки). Вот одна пчела замахала
крылышками и полетела собирать мёд, летит и поёт: зь-зь-зь-зь-зь. Вот вторая
пчела полетела. Набрали мёда с цветков и полетели домой: зь-зь-зь. Прилетели в
свой домик-улье и загудели: з-з-з-з.
·
Игра «Говорящие картинки».
Для проведения игры нужно подобрать
картинки, по которым можно логично рассказывать звуковые истории. Взрослый
говорит: — Я буду рассказывать тебе историю по картинкам, а ты будешь мне
помогать, хорошо? Пришел мальчик Вова с улицы домой, решил помыть руки, включил
кран с водой, вода потекла сильно: с-с-с-с-с. Как она зашумела вода? (с-с-с).
Тогда Вова включил воду потише, вода зажурчала тихо: сь-сь-сь-сь-сь. Как вода
зажурчала? (сь-сь-сь). Теперь давай и мы споем песенки водички. Если я покажу
картинку, где вода льется сильно, то надо петь громко и твердо: с-с-с, а если
картинку, где вода льется тихо, тогда поём тихо и мягко: сь-сь-сь. (Показываем
картинки попеременно).
Очень любит Вова играть с машинками. Большие машинки сигналят: БЫП-БЫП, а
маленькие машинки сигналят: БИП-БИП. Угадай, какая машинка сигналит: БИП-БИП, а
теперь: БЫП-БЫП. Теперь ты будешь сигналить, а я угадывать, какая это машинка,
большая или маленькая.
·
Игра «правильно-неправильно».
Для выработки навыка различения слов,
близких по звуковому составу. Взрослый показывает картинку с изображением
какого-либо предмета и объясняет: — Я буду называть это слово то правильно, то
неправильно:
- фляпа, шляпа, шьяпа, сляпа, хляпа;
- банан, баман, панан, ваван, баван;
- санки, танки, фанки, шанки, сянки, санки;
- витанин, митавин, фитамин, витамин;
- бумага, пумага, тумага, бумака, бубака, бумага;
- птенец, пченец, птенесь, тинеть, птинеч;
- клекта,
кветка, клетка, клетта, тлетка, плетка.
·
Игра «Эхо».
- Повтори за мной, как эхо (взрослый говорит по 3
слога): 1) ты-та-то; та-то-ту; мо-ма-мы; му-мы-ма;
ну-на-ны; да-ды-до; 2) та-па-ка; ба-ва-га; ма-на-ва; ва-ма-на; па-та-ка;
ка-фа-ха; 3) па-ба; та-да; ка-га; фа-ва; са-за; ша-жа; 4) па-ба-па; ба-па-ба;
та-да-та; да-та-да; ка-га-ка; га-ка-га; ва-фа-ва; фа-ва-фа; са-за-са; 5)
(взрослый говорит по 2 слога, ребенок повторяет): па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи;
ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми; ва-вя, во-вё, ву-вю, вы-ви; та-тя, то-тё, ту-тю,
ты-ти; ба-бя, бо-бё, бу-бю, бы-би; да-дя, до-дё, ду-дю, ды-ди.
·
Игра «Хлопни в ладошки».
- Я буду называть разные звуки, а ты
хлопни, если услышишь звук А (О, У, И, Ы, Э):
- А, У, О, И, С, А, Э, Ш, Р, Л, Ф, А, З, А, А, В, Х, О.
Взрослый произносит звуки медленно, делая между ними паузы. Играйте в такую
игру до тех пор, пока ребенок не будет безошибочно выделять заданный звук.
Аналогично проводится игра на выделение какого-либо согласного звука.
- Я буду называть звуки, а ты должен подпрыгнуть, если услышишь звук М:
- М, М, Н, Б, Т, В, Ф, М, М, К, Л, Р, Н, Н, М..
·
Игра «Найди одинаковые слоги».
Взрослый объясняет ребенку задание: — Я
буду называть по 2 слога. Если ты услышишь 2 одинаковых слога, то ты должен
хлопнуть в ладошки, а если это будут разные слоги, то нужно топнуть ногой.
Готов? Начинаем:
- па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва, фа-фа, та-та, да-ва.
-Па-па-пя..
Проверяем, как ребенок дифференцирует звуки по звонкости-глухости:
-По-по-бо.. -ка-га-ка.. -ту-ду-ту.. -дом-том.. -дом-том-ком.. -бочка-почка-точка.. -тапки-тяпка.
Если ребенок делает единичные ошибки, значит, фонематический слух слегка снижен. В таком случае достаточно самим немного позаниматься специальными упражнениями, чтобы исправить ситуацию. Если ребенок может правильно воспроизвести цепочку из двух слогов, а из трёх не может, то возможно у него просто снижена слуховая память. Тогда для обследования берите цепочки из двух слогов. Если же ребенок с большим трудом воспроизводит за вами слоговые цепочки, делает множественные ошибки, значит, у ребенка резко снижен фонематический слух и поэтому ему необходима помощь специалиста-логопеда. Обследование фонематического слуха с использованием картинок на слова-квазиомонимы.
Данные игры и упражнения помогут в развитии у ребенка фонематического слуха и формировании фонематического восприятия.
Очень любит Вова играть с машинками. Большие машинки сигналят: БЫП-БЫП, а маленькие машинки сигналят: БИП-БИП. Угадай, какая машинка сигналит: БИП-БИП, а теперь: БЫП-БЫП. Теперь ты будешь сигналить, а я угадывать, какая это машинка, большая или маленькая.
- фляпа, шляпа, шьяпа, сляпа, хляпа;
- банан, баман, панан, ваван, баван;
- санки, танки, фанки, шанки, сянки, санки;
- витанин, митавин, фитамин, витамин;
- бумага, пумага, тумага, бумака, бубака, бумага;
- птенец, пченец, птенесь, тинеть, птинеч;
- клекта, кветка, клетка, клетта, тлетка, плетка.
- А, У, О, И, С, А, Э, Ш, Р, Л, Ф, А, З, А, А, В, Х, О.
Взрослый произносит звуки медленно, делая между ними паузы. Играйте в такую игру до тех пор, пока ребенок не будет безошибочно выделять заданный звук. Аналогично проводится игра на выделение какого-либо согласного звука.
- Я буду называть звуки, а ты должен подпрыгнуть, если услышишь звук М:
- М, М, Н, Б, Т, В, Ф, М, М, К, Л, Р, Н, Н, М..
- па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва, фа-фа, та-та, да-ва.
Комментариев нет:
Отправить комментарий